Винтажные эффекты Fender. Часть 2

Винтажные эффекты Fender. Часть 2

Начало статьи можно прочитать здесь

 

VIBRATONE (1967)


Особенно стоит отметить Fender Vibratone 1967 года, который Тигл и Спранг в своей книге «Fender Amps: The First 50 Years» называют «самым полезным эффектом Fender». По сути, Vibratone был разновидностью динамика Leslie - устройства, часто используемого с органами Hammond. Leslie представлял собой большой деревянный корпус с вращающимися лопастями внутри, создававший эффект Доплера.

Компания Fender адаптировала концепцию Лесли под нужды гитаристов - так получился Vibratone, который Тигл и Спранг назвали «новинкой, подошедшей гитаристам даже больше, чем оригинал».

Vibratone обладал 10-дюймовым динамиком, звук из которого направлялся на 15-дюймовый вращающийся цилиндр. С помощью футсвитча можно было выбирать две скорости: медленную (40 об/мин) и быструю (340 об/мин). При медленной скорости получался эффект, похожий на хорус, а при быстрой - тремоло. Эффект применялся к средним частотам входящего сигнала, а высокие и низкие частоты отправлялись сразу на усилитель.

С точки зрения гитариста Vibratone однозначно был улучшенной версией Leslie. Если у последнего был собственный оконечник, то у Vibratone его не было, и, следовательно, он мог использоваться с любым гитарным усилителем. Leslie размещался в тяжелом деревянном корпусе и был словно мебель, которую можно легко повредить. Vibratone был прочным и пригодным для эксплуатации в дороге, обладал покрытием Tolex и металлическими уголками. Динамик Vibratone был озвучен специально для гитары, а его звук можно было снять одним микрофоном. Девайс выпускался с 1967 по 1972 год и до сих пор широко ценится.

 

FENDER ORCHESTRATION + VOICE MULTIPLIER (1968)

Затем наступила пора поистине загадочных экспериментов с эффектами Fender. В 1968 году были выпущен девайс Fender Orchestration + Voice Multiplier. Устройство было предназначено для духовых инструментов. В компании Fender считали, что саксофонистам, трубачам и тромбонистам хотелось бы иметь собственные эффекты. Однако уже через два года они были сняты с производства.

 

FENDER DIMENSION IV SOUND EXPANDER (1968)

Еще одним интересным, но недолговечным устройством того же двухлетнего периода стал Fender Dimension IV Sound Expander. Представленный в 1968 году, это был небольшой блок, содержащий заполненный маслом цилиндр, который вращался и создавал «подводный звук», напоминающий смесь хоруса, реверберации и вибрато. Тигл и Спранг отмечают, что Dimension IV звучал «круто, но непредсказуемо». Было два типа устройств: универсальная модель, к которой можно было подключать инструменты напрямую, и менее дорогой компактный вариант, подключавшийся к задней панели усилителей Fender Reverb.

Дорогая версия под названием Special Effects Center (1969) представляла собой устройство «все в одном» и обладала эффектами фузз, эхо, реверберация и специальным эффектом Dimension IV. Кроме того, сам Dimension IV был встроен в усилитель Super Showman 1969-1971 годов. В качестве независимых блоков эффектов все версии были сняты с производства в 1970 году.

 

FENDER FUZZ-WAH (1968)

Более традиционным и весьма успешным девайсом Fender, представленным в 1968 году, была педаль Fuzz-Wah. Такой эффект был типичным для конца 1960-х годов из-за популярности психоделического рока. Большая, обладавшая прочным корпусом педаль Fender, давала эффект «вау» при движении «вверх-вниз» и фузз при движении «влево-вправо». Новая версия, представленная в 1974 году, имела более сложные элементы управления и продержалась в каталоге еще 10 лет. Версия 1968 года была переиздана в 2008 как одна из пяти педалей Fender Classics.

 

FENDER BLENDER (1968)


Еще одним популярным эффектом 1968 года стал дисторшн с очаровательным названием Fender Blender. Педаль давала возможность регулировать звук более детально, чем Fuzz-Wah. Она позволяла управлять общей громкостью, сустейном, яркостью и соотношением сухого/обработанного сигнала. Также имелся бустер. Будучи довольно популярным, он оставался в линейке до 1977 года, а в 2008 было выпущено переиздание.

 

FENDER MULTI-ECHO UNIT (1969)


Самый простой и недорогой безленточный эхо-блок от Fender. Как и Dimension IV, он был рассчитан на подключение к задней панели усилителей Fender Reverb. С точки зрения настроек было не так много вариантов - короткое эхо, длинное эхо, а также интенсивность эффекта, регулируемая ручкой на усилителе.

 

FENDER PHASER (1975)


Когда в 1970-х возникла мода на фэйз-шифтеры, компания Fender выпустила собственную педаль Phaser. Девайс был большим, прочным и простым в эксплуатации - управление осуществлялось одним поворотным регулятором, который изменял скорость фэйзера. Как и Fender Blender, он был снят с производства в 1977 году и переиздан в 2008.

К списку новостей Следующая новость