Почему 4x10” Bassman считается лучшим усилителем Fender всех времен

Твидовый комбо Fender 4x10” Bassman “возможно, лучший гитарный усилитель, когда либо созданный Fender”, - пишет основатель Groove Tubes Аспен Питтман в The Tube Amp Book.

Это довольно громкое заявление, учитывая, что существуют десятки усилителей Fender, имеющие своих ярых поклонников. Среди них такие модели, как Deluxe/Deluxe Reverb, Dual Professional/Super, Princeton Reverb, Super Reverb, Twin/Twin Reverb, Vibroverb и даже миниатюрный твидовый Champ.

Но, учитывая долгую и славную историю твидового 4х10” Bassman и особенно его роль в развитии современного гитарного усилителя, с этим утверждением трудно поспорить.

Когда гитаристы начинают “романтизировать” твидовый Bassman, обычно речь идет о схеме 5F6A, которую Fender выпускал с 1958 по 1960 год. Первые усилители Bassman, представленные в 1952 году, имели один 15-дюймовый динамик, а в 1954 году Fender выпустил Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками.


Fender создали четыре различных схемы, прежде чем на свет появилась легендарная 5F6A, которую поклонники Bassman и считают окончательной версией. Пара ламп 5881 обеспечивала выходную мощностью 45 Вт, а четыре 10-дюймовых динамика Jensen Alnico выдавали плотный сфокусированный бас, гармонически богатую середину и кристально чистый верх, который прекрасно сочетался с электрогитарой.

 

Хотя Fender в 1960 году кардинально изменили дизайн Bassman, бессмертный статус 5F6A был закреплен несколькими годами позже, когда компания Marshall по сути скопировала схему для своего первого усилителя JTM45. Многие усилители, появившиеся в последующие десятилетия, в той числе хайгеновые Soldano и 5150, имеют в своей основе многое от 5F6A.

Твидовый Bassman также обрел культовый статус благодаря своей роли в популярной музыке с конца 50-х годов. Первоначально его можно было услышать в рок-н-ролле Бадди Холли, блюзе Бадди Гая и даже в кантри-песнях Лютера Перкинса и Джонни Кэша. 

В 70-х твидовый Bassman продолжал жить благодаря таким музыкантам, как Рой Бьюкенен, Брюс Спрингстин и др. Стиви Рэй Вон возродил его, сделав рабочей лошадкой для исполнителей блюза в конце 80-х и начале 90-х.


В 1990 году 4x10” Bassman стал первой твидовой моделью, переизданной Fender, что положило начало возрождению твидовых усилителей. Первые переиздания обладали фанерным корпусом и полупроводниковым выпрямителем, в то время как текущий ‘59 Bassman LTD больше похож на оригинал благодаря динамикам Jensen P10R, корпусу из цельной сосны и выпрямителю 5AR4.

Переиздания оказались достаточно хороши, чтобы покорить самых разборчивых музыкантов, таких как Джефф Бек, Эрик Клэптон, Стоун Госсард, Том Петти, Крис Шифлетт и др. Новая модель из 90-х оказалась, возможно, даже более популярной, чем оригинал в свое время.