Итак, в 1964-1965 годах, когда серф-музыка утихла, а британское вторжение возглавило хит-парады, Stratocaster снова приготовился к «рывку». Надо заметить, что тогда произошли некоторые важные события. В начале 1965 года «битлы» John Lennon и George Harrison приобрели два Stratocaster цвета Sonic Blue прямо во время записи «Help!». Тогда и состоялся дебют Stratocaster в творчестве Beatles — на этой гитаре 15 февраля 1965 года Lennon сыграл ту самую протяжную ноту ля во время записи «Ticket to Ride» (в этой песне Harrison в основном играет на 12-струнной гитаре, но считается, что он наложил еще одну партию, сыгранную на Stratocaster).
Поистине историческим событием в мировой рок-музыке, и в истории Stratocaster в частности, стало выступление Bob Dylan на фестивале Newport Folk 25 июля 1965 года. Dylan буквально шокировал публику из пуристов фолк-музыки, выйдя на сцену в оранжевой футболке и кожаном пиджаке, играя при этом с электромузыкальным составом и со Stratocaster на плече. Группа должна была дать часовой концерт, однако Dylan успел спеть лишь «Maggie’s Farm» и «Like a Rolling Stone», после чего недовольная публика освистала музыканта, вынудив его покинуть сцену. Правда, через пару минут Bob вернулся на сцену, чтобы сыграть акустический сет, однако переход его амплуа от «менестреля с акустической гитарой» к «наэлектризованной рок-звезде» стал поворотным событием в рок-музыке. Тот самый Stratocaster в цвете «санберст», который имел на грифе серийный номер 31324 и дату выпуска 2 мая 1964 года, был вскоре утерян. О его местонахождении не было ничего известно вплоть до 2012 года, когда его нашли и идентифицировали. Впоследствии эту гитару продали на аукционе за сумасшедшую сумму в 965 тысяч долларов.
К тому времени, когда Beatles записали «Help!», а Bob Dylan отыграл на Newport Folk, компания Fender уже принадлежала корпорации CBS — соответствующая сделка состоялась в январе 1965 года. Почти сразу после этого на Stratocaster появился шильдик-некплейт с большой стилизованной буквой «F». По словам одного наблюдателя, упомянутого в книге Tom Wheeler «The Stratocaster Chronicles», эта незначительная, но пафосная деталь, сама по себе стала «однозначным символом вторжения CBS». Впрочем, в декабре 1965 года внешность Stratocaster изменилась гораздо более заметно: головка грифа была слегка перерисована и увеличена на 5–10%. Зачем?
«Объяснение было простым, — пишет Richard Smith в книге «Fender: The Sound Heard ’Round the World». — Увеличенный размер головки позволял разместить более крупный логотип».
«Большая» головка грифа стала частью облика Stratocaster в течение следующих 15 лет, ее нередко называют «головкой в стиле 70-х», хотя эта форма уже использовалась на протяжении второй половины 1960-х. В 1965 году стали наносить номер пятого патента на головке грифа, а также вновь появились модели с кленовой накладкой — правда, это не были цельнокусковые грифы, как в 1954-59 годах, а грифы с приклеенными накладками из клена.
В тот же период, вместе с продвижением в области рок- и поп-музыки, Stratocaster начал находить свое место среди самых солидных и влиятельных блюзменов, игравших на электрогитарах. Задолго до обретения заслуженного призвания в конце 1980-х годов, Buddy Guy уже в начале и середине 60-х восхищал публику своей неординарной и виртуозной игрой на Stratocaster, оказав тем самым мощное влияние на подрастающее поколение британской гитарной элиты и американских возродителей блюза. Гитарист Ike Turner не останавливался в своей динамичной и выразительной игре на Stratocaster с самых 50-х годов, и такие гиганты, как Howlin’ Wolf и Otis Rush, также включили этот инструмент в свою деятельность.
Несмотря на все эти многообещающие события, к середине 1960-х годов Stratocaster не стал центральной фигурой среди электрогитар — он все еще выжидал своего часа. Но все же в 1967 году мир, наконец, «распробовал» Stratocaster, по большей части благодаря сольным музыкантам.
Может показаться, будто Jimi Hendrix возник из ниоткуда.
В среде нью-йоркских клубов 1966 года мало кто представлял себе грядущие перемены, но факт в том, что почти весь мир был буквально застигнут врасплох, и это не обошло стороной даже героев гитарного рока, находившихся в бурном музыкальном водовороте середины десятилетия.
Разумеется, Hendrix не появился из ниоткуда. Он прошел длинное и трудное «обучение» под руководством таких исполнителей, как Isley Brothers, Little Richard, King Curtis, «Joey Dee and the Starlighters» и многих других, неустанно совершенствуя свой неудержимый талант и яркий сценический имидж, которые соседствовали со скромным характером вне сцены. На протяжении, казалось, бесконечных клубных гастролей по США в первой половине 1960-х, James “Jimmy” Hendrix играл в почти полной неизвестности, вплоть до своего переезда в 1966 году в нью-йоркский район Гринвич-Виллидж. Тем летом он стал владельцем своего первого Stratocaster.
Все еще малоизвестный на своей родине Hendrix прибыл в Англию в сентябре 1966 и сходу покорил британскую сцену благодаря проницательности своего руководителя, который узрел его талант в Гринвич-Виллидж — это был Chas Chandler, бывший басист группы Animals. Сойдя с трапа самолета, Hendrix сразу же собрал новую группу под названием «Experience» и выбрал иной вариант своего имени для сцены — Jimi. Спустя всего четыре месяца его песня «Hey Joe» уже звучала в десятке британских чартов, а то, что он не был ни белым, ни британцем, лишь подогрело энтузиазм, с которым вся Англия и ее рок-истеблишмент приняли Jimi, восхищенные его виртуозной и яркой игрой на Stratocaster.
Вся последующая жизнь Jimi Hendrix задокументирована множество раз — нескончаемые потоки музыки, культовые песни и блестящие альбомы, успех в США и во всем мире, завораживающие концертные выступления, сжигание и разрушение Stratocaster на глазах шокированной публики, фестивали Monterey и Woodstock, наконец, внезапная и трагическая кончина. Сложно поверить, что все это произошло всего за четыре года, как и сложно сказать о Hendrix что-то большее, чем уже сказано. Достаточно отметить, что помимо выдающихся достижений в музыке и влияния на последующие поколения, Jimi продемонстрировал глубокий опыт работы со Stratocaster, вознеся эту гитару на ранее неизведанные вершины восприятия и понимания.
Благодаря Jimi Hendrix, гитаристы по всему миру, казалось, как никогда стали одержимыми этим инструментом, ведь Stratocaster был способен на неординарные вещи. Tony Bacon, автор книги «60 Years of Fender», приводит в ней слова опытного сотрудника отдела продаж Fender, Dale Hyatt, который отметил: «Я считаю, что один Jimi Hendrix подтолкнул к продаже столько гитар Stratocaster, сколько все продажники Fender вместе взятые.»
Не может быть простым совпадением то, что Hendrix «прогремел» в Англии и примерно тогда же многие известные британские гитаристы стали выходить на сцену со Stratocaster. К примеру, многим известно, что участник группы Who, гитарист Pete Townshend, предпочитал Rickenbacker вплоть до 1967 года, когда он стал частенько появляться на сцене с различными моделями Stratocaster (которые гораздо проще и дешевле ремонтировать после того, как их разбивали в процессе шоу). На бесценном сайте, посвященном группе Who (www.thewho.net), замечают, что Stratocaster «мог справиться с любыми злоупотреблениями на сцене» и «больше того, это излюбленная гитара Jimi Hendrix». На этом сайте также сказано, что в 1968 году Townshend «сделал Stratocaster своей основной гитарой». Прекрасным примером игры Pete Townshend на Stratocaster является культовая классика группы Who — песня «I Can See For Miles», которая была записана в октябре 1967 года. До сих пор эта композиция остается самым продаваемым синглом группы и единственной песней Who, которая добралась до первой десятки Billboard Hot 100.
Тем временем, другая икона британской гитарной музыки, Eric Clapton, обзавелся своим первым Stratocaster — это была подержанная гитара, которую он купил 7 мая 1967 года в лондонском магазине Sound City. Это случилось за несколько дней до отбытия группы Cream в Нью-Йорк для записи второго альбома «Disraeli Gears». Этот Stratocaster с потертой кленовой накладкой грифа и покрытием «двухцветный санберст» был выпущен в 1956 году, и имел серийный номер 12073. Eric купил его тогда за 150 фунтов стерлингов (около 350$ на то время) и впоследствии назвал «Brownie».
Вспоминая те события, Clapton отмечает, что тогда некогда недоступные Stratocaster вышли из моды и поэтому были весьма доступны. «Их продавали за бесценок, — рассказывает Eric . Они никому не были нужны, эти гитары считались архаичными.»
Поначалу он лишь изредка использовал Stratocaster. Хотя Clapton играл исключительно на Gibson, участвуя в составе Cream в 1966–1968 годах, ходят слухи, что «квакающая» гитара в песне «Tales of Brave Ulysses» (альбом «Disraeli Gears») — это и есть его Stratocaster. Если это правда, то эту запись можно считать студийным дебютом «Brownie». Также известно, что примерно в то же время Clapton исполнял эту песню в прямом эфире именно на Stratocaster. В другой невероятно информативной книге Tony Bacon «The Stratocaster Guitar Book» сказано следующее:
Eric Clapton совершенно точно выступал на сцене со Stratocaster по меньшей мере один раз, исполняя эту песню. Посетитель концерта в августе 1967 года в Шотландии писал: «Затем они должны были сыграть «Tales of Brave Ulysses». Clapton снял свой причудливый Gibson SG Special и взял в руки обычный Fender Strat, чтобы сыграть свою невероятную партию, под которую пел Jack Bruce.»
Годы спустя, Clapton объяснял свою сложившуюся привязанность к Stratocaster тремя главными ориентирами, к которым он причислил Buddy Holly, Buddy Guy и Steve Winwood. Последний, к слову, приобрел свой первый Stratocaster в 1966 году. Однако, сложно поверить, что та покупка весной 1967 года никак не связана с пребыванием Jimi Hendrix в Великобритании всего каких-то несколько месяцев тому назад.
Фактически, Hendrix успел побыть в Лондоне всего неделю, а Chas Chandler уже удалось вытащить его на сцену вместе с Cream 1 октября 1966 года — это был концерт в Политехническом институте центрального Лондона. Jimi повесил на себя Stratocaster, подключил его к басовому усилителю Jack Bruce и сразу же выдал свою сверхскоростную версию «Killing Floor» (песня блюзмена Howlin’ Wolf), моментально шокировав величайшего блюз-рокового гитариста Англии. Как отметили в BBC, немыслимое мастерство Jimi Hendrix и его яркое поведение на сцене «вынудило Clapton покинуть сцену в полном смятении», после чего тот спросил Chandler: «Он всегда так чертовски хорош?»
Что касается «битлов», то Lennon, и в особенности Harrison, продолжали использовать Stratocaster, на которых они играли в начале 1965 года в «Help!». Это наиболее заметно по их дальнейшей работе над альбомом «Rubber Soul» (яркое гитарное звучание в песне «Nowhere Man» тому хороший пример — оба гитариста записывали ее на своих Stratocaster), а затем и «Revolver» (1966 год).
Весной 1967 года Harrison нанес на свой Stratocaster красочный психоделический рисунок — это произошло сразу после окончания записи материала для альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Тот разноцветный Stratocaster, прозванный «Rocky», был показан всему миру в черно-белом цвете во время мировой телетрансляции новой песни «All You Need is Love» 25 июня 1967 года, а в фильме 1967 года «Magical Mystery Tour» присутствует клип на песню «I Am the Walrus», в котором его можно было увидеть уже в цвете.
По мере того, как Stratocaster получал все более широкое признание в конце 1960-х годов, компания Fender продолжала его модифицировать. Примерно в 1967–1968 годах стали использовать более толстый полиэфирный нижний слой покрытия, при этом основной цвет и финишный слой были, как и прежде, на основе нитролака. В середине 1968 года на смену «переходному» логотипу 4-летней давности пришло лого с жирным начертанием, которое впервые размещалось под лаком. В 1968–1969 годах произошли и другие изменения: вместо колков «Kluson-Deluxe» стали использовать механику «F-стиля», тканевая изоляция проводов была заменена на пластиковую, а самым заметным событием стало возвращение цельных кленовых грифов с ореховыми вставками на спинке — в духе 1950-х годов.
К концу 1960-х годов, более, чем через десять лет после появления на свет, Stratocaster, наконец, получил признание. За прошедшее десятилетие изменилось многое, причем кардинально. Музыкальная культура и музыка сама по себе прошли большой путь через великие потрясения и глубокое развитие, а рок-музыка стала серьезным явлением, начав делиться на все больше и больше поджанров, что будет продолжаться целые десятилетия. Будучи повзрослевшей, музыка столкнулась с «молодыми 70-ми», не зная того, что ее ждет, до самых последних минут 1969 года.
Несмотря на то, что до конца года оставалось еще чуть больше четырех месяцев, можно с уверенностью сказать, что 1960-е годы закончились с затуханием последних нот, сыгранных Hendrix на Stratocaster в Вудстоке в утренние часы понедельника, 18 августа 1969 года.
Stratocaster встретил 1960-е годы с неопределенностью. В начале десятилетия он стоял в стороне во время крайне медленного угасания спроса на полуакустические гитары. Он терпеливо ждал, когда гитаристы по-настоящему оценят его достоинства и поймут, что этот инструмент вознаграждает тех, кто играет на нем с выдающимся мастерством — на это не способна ни одна другая гитара, даже другая модель Fender. Это происходило медленно, но в конечном итоге произошло.
Так что семидесятые годы Stratocaster встретил с блестящими перспективами. Несколько величайших гитаристов 1960-х годов войдут в новое десятилетие с особым признанием второй модели электрогитар Fender (жаль,что среди них нет Jimi Hendrix), а молодые гитаристы по обе стороны Атлантики зададут новую музыкальную эпоху своим зажигательным, эмоциональным, жгучим, громогласным и певучим характером.
Близились 1970-е. Спустя 16 лет с момента появления, Stratocaster вступал в продолжительную эру своего расцвета.
В январе 2025 года пройдет крупнейшая в мире выставка музыкального оборудов...
Серия Fender Player, запущенная в 2018 году, стала настоящим хитом компании...